Администрация Обнинска в Телеграме Администрация Обнинска в Вконтакте Администрация Обнинска в Одноклассниках
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Госуслуги

Обнинская компания «Экон» приняла участие в международной выставке промышленного оборудования и инноваций

28 октября 2022 года 14:25

 На этой неделе компания «Экон» (г. Обнинск ) участвовала в международной выставке промышленного оборудования и инноваций INTERNATIONAL MACHINERY FAIR. Предприятие представило промышленные газоанализаторы кислорода, техническую керамику и оборудование для её изготовления. Мы связались с коммерческим директором АО «ЭКОН» Татьяной Раецкой и расспросили о результатах участия в мероприятии. О возможностях компании по выпуску импортозамещающей продукции, экспорту, и какую роль во всём этом играет господдержка на НИОКР.

– Татьяна, что значит для вашей компании участие в такой масштабной выставке и на какой результат рассчитываете?
– Любое мероприятие международного масштаба – это новые возможности для экспорта продукции. Принять участие в MACHINERY FAIR нам помог центр поддержки экспорта, который работает на базе Агентства развития бизнеса Калужской области. Финансирование получили по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Кроме поиска новых зарубежных рынков сбыта мы презентуем продукцию и крупным отечественным производствам. Они тоже принимают участие в выставке, либо приходят в качестве гостей. Так находим новых российских партнёров.
– Расскажите о вашей продукции. Что было представлено на выставке?
– Газоанализаторы для крупных промышленных и энергетических производств, техническая керамика и оборудование. Наше предприятие – «ЭКОН» – занимается разработкой и изготовлением этой продукции.
Газоанализаторы – это приборы, которые помогают контролировать содержание кислорода в отходящем газе после сжигания топлива. По этому показателю становится ясно сколько топлива расходуется и насколько этот расход оптимален. Контроль кислорода позволяет управлять самим процессом горения, помогает сохранить ресурс оборудования. Когда оно работает в оптимальном режиме, то срок его использования продлевается.

Второе направление – техническая керамика – возникло как следствие производства газоанализаторов. Следующий шаг – разработка оборудования для её изготовления, которое мы выпускаем в том числе на продажу. Сейчас оно востребовано у НИИ и мелкосерийных производств.
– Кто ещё ваши клиенты?
– ТЭЦ, ГРЭС, котельные. Также крупные производства, где есть печи – металлургические, стекольные заводы.
Основной рынок у нас сейчас – российский. Развиваем и экспортное направление. 20% энергетического рынка Казахстана работает на наших приборах. В Беларусь, помимо приборов-газоанализаторов мы поставляем ещё и техническую керамику. Но небольшими партиями. На большие у нас пока не хватает мощностей и персонала, чтобы полноценно заниматься этим направлением. Тем не менее, результатами по экспорту мы гордимся. За 2021 год он вырос на 118% по отношению к 2020 году, то есть более чем в 2 раза. А в этом году за 9 месяцев – на 44% по отношению ко всему 2021 году.
Мы сами делаем все комплектующие. Сами занимаемся сборкой, наладкой электронных блоков. В этом смысле наше предприятие уникально.
– Это, ведь импортозамещение, как оно есть.
– Совершенно верно. Причём на нашем оборудовании можно даже производить и изделия на продажу, и по техническому заданию заказчика.
Мы занимаемся ещё и НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – прим. авт.) по заказу структур атомной энергетики. И это направление тоже развиваем. Изделия, которые мы выпускаем, являются важной составляющей больших государственных проектов. Задача очень ответственная.
– Есть ли у вас конкуренты?
– Спрос сейчас растёт. К нам приходят за приборами на замену импортного оборудования. В России конкуренты есть, но полный цикл производства газоанализаторов только у нас.
С одной стороны, это тяжело потому, что у нас малое предприятие. На данный момент всего 22 человека сотрудников. Это вместе с производством и управленческим персоналом. С другой стороны, полный цикл позволяет нам не зависеть от импортных комплектующих.
– Наверное это очень удобно – не зависеть от поставщиков. Как пришла идея создания такого интересного производства?
– Исторически сложилось так, что наше предприятие образовалось путём реорганизации научной лаборатории физико-энергетического института. Разработки газоанализаторов велись с 1993 года, когда поступил госзаказ. Затем финансирование прекратилось, всех перевели на самоокупаемость. В 1997 году сотрудники лаборатории объединились, и под руководством нашего генерального директора Чернова Ефима Ильича создали предприятие «ЭКОН».
– Как люди науки смогли продвинуть бизнес?
– Люди, которые занимаются разработками – учёные. Они не умеют монетизировать идеи. В тот момент это начал делать Ефим Ильич. Взял ответственность на себя. Стал ездить по стране, поднимать связи – в Москве, Севастополе, Казахстане. Мы стали проводить сравнительные испытания, продвигать продукцию. Те, кто поверил в дело, пошли с нами.
– Правильно ли я поняла, что «ЭКОН» – это семейный бизнес?
– Да. У Ефима Ильича трое детей. Я, мой брат Михаил, сестра Маргарита – все работаем в «ЭКОН». Я пришла сюда сразу после института. Опыта не было, но работать очень хотелось.

– Как вам работается вместе с родственниками?
– Работаем наравне со всеми. Иногда больше, ведь ответственности тоже больше. Есть результат, который вдохновляет.
– Чем гордитесь больше всего?
– Если смотреть по продажам, то этот выход на белорусский рынок. Если смотреть по НИОКР – это получение господдержки от Фонда развития инноваций (негласное название Фонд Бортника, в честь основателя И. М. Бортника – прим. авт.).

Ещё сделали испытательную лабораторию. Сейчас оформляем новую переговорную. Это очень интересно, ведь это будет помещение, где мы можем принять гостей, провести презентацию, круглый стол. В тоже время она должна быть уютной, чтобы находится в ней было комфортно.
Ещё одна победа – это привлечение наших четырёх магистров. Я смотрю, как они работают, как у них горят глаза и понимаю, что мы не ошиблись.
– У вас работают четыре магистра?
– Да. Чтобы вы поняли как это важно, расскажу о нашей ситуации с кадрами вообще. Она непростая. Требуются настоящие профессионалы, которые могут выполнять несколько функций.
– Где берёте таких универсальных людей?
– Очень остро стоит вопрос. Потому, что люди, которые стояли у истоков 25 лет назад, сейчас в серебряном возрасте. Некоторые уже ушли на пенсию, немногие трудятся до сих пор. Понятно, что нужно искать замену. Найти готовых специалистов мы пробовали, но в большинстве случаев – это пустая трата времени и денег наших и нового сотрудника. Здесь нужна полная отдача, которой в приглашённых специалистах мы не увидели. Поэтому сделали ставку на вузы. Пробовали сотрудничать с Бауманским университетом, с обнинским гуманитарно-технологическим институтом. Но самое успешное сотрудничество у нас получается с Обнинским институтом атомной энергетики НИЯУ МИФИ.
– Берёте выпускников?
– Мы начинали с того, что брали людей на практику со второго курса. Потом на диплом. Здесь нужны специалисты грамотные и при этом любознательные. Исследователи сами по себе. Те, у которых профессиональное любопытство в характере. Уже два года подряд нам удаётся находить талантливых ребят и брать их на работу. По поводу магистрантов. Всего их у нас работает четверо. Двое по керамике, один по приборам и одного экономиста взяли. Очень гордимся нашими ребятами.
С техническими специальностями сейчас тяжело. Особенно нам нужны керамисты. Их на область выпускают всего 8-9 человек в год. И нам нужны приборостроители. Их тоже выпускают крайне мало. Кроме того, поскольку мы малые, у нас большая конкуренция с крупными предприятиями. У них и зарплата выше и есть отсрочка от службы в армии. Но мы нашли выход – стали участвовать в госпрограмме по субсидированию заработной платы молодым специалистам. Сотрудничаем с обнинским центром занятости. Недавно нам поступила первая выплата. И это очень приятно.
– Вы упомянули про госпрограмму. Как часто обращаетесь за господдержкой?
– Часто. Первый раз это была господдержка от Фонда Бортника. Мы получили финансирование на разработку высокотемпературного газоанализатора для больших печей стекольных заводов и производств строительных материалов. Сейчас этот прибор – наша стандартная сертифицированная единица. Затем подавались ещё несколько раз на финансирование по Фонду Бортника, но были недоработки и господдержку не получили.

Ещё раз обратились в 2020 году, и уже успешно. Нам выделили 20 млн рублей. В мае этого года мы завершили разработку нового прибора. Планируем подавать заявку и на следующую стадию – его коммерциализацию. Это новый газоанализатор, но с другим принципом действия. Он на два газа – измеряет не только кислород, но и угарный газ. Таких приборов в России не производят вообще. Мы создали макетный образец, провели лабораторные испытания, зарегистрировали интеллектуальную собственность. Дальше нужно запустить полный цикл производства.
Также мы получаем субсидии. Сначала получали областные, а потом стали работать с обнинскими институтами поддержки бизнеса. Это субсидии на закупку оборудования, выставочную деятельность, сертификацию. Есть хорошие программы по кредитам и займам, но подобными вещами мы не пользуемся принципиально.
Ещё мы пользуемся господдержкой на проведение мероприятий через кластер композитных и керамических технологий Калужской области «АКОТЕХ». Проводим круглые столы по технической керамике.
Два раза по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» мы получили финансирование на подготовку бизнес-планов.
Плотно сотрудничаем с калужским центром «Мой бизнес» (работает на базе Агентства развития бизнеса – прим. авт.). В 2019 году мы посетили с бизнес-визитом Беларусь и участвовали в выставке. Позже Стефан Перевалов – руководитель Агентства звонил и спрашивал, как всё прошло. Бизнес-миссией мы остались довольны. Нам всё организовали, сделали место на выставке. Мы нашли новых партнёров.
Благодаря Агентству были и переговоры с Индией. А сейчас приняли участие в INTERNATIONAL MACHINERY FAIR.
– Комфортно работать с калужским центром «Мой бизнес», ведь, наверняка приходится часто ездить, отвозить документы?
– С Агентством развития бизнеса работать удобно. В Калугу не нужно ездить часто. По документообороту никаких проблем нет – отправляю их по электронной почте. Вашу структуру отличает оперативность, гибкий поход.

Я вообще считаю, что глупо не использовать имеющиеся возможности по господдержке. Дополнительное финансирование – это огромное подспорье, как и организационная поддержка. Эксперты берут на себя многие оргмоменты и делают их профессионально, а вы это время тратите на то, что более важно на текущий момент. Такой возможностью нужно пользоваться обязательно. Безусловно, есть отчётность, но здесь всё достаточно прозрачно и легко. Всё это уважает время предпринимателя, даёт возможность быть там, где его присутствие особенно необходимо.

Беседовала Наталья Новосельцева

Агентство развития бизнеса

Рейтинг новости: 31

Вернуться к ленте новостей


обновлено 05.07.2024 00:18