Администрация Обнинска в Телеграме Администрация Обнинска в Вконтакте Администрация Обнинска в Одноклассниках
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Госуслуги

ИАТЭ НИЯУ МИФИ: Гарантируем высокое качество подготовки специалистов для АЭС России и зарубежных стран

25 сентября 2014 года 11:22

При приеме на работу молодых специалистов на АЭС среди выпускников вузов предпочтение отдается выпускникам ИАТЭ НИЯУ МИФИ – с кафедры «Оборудование и эксплуатация ЯЭУ». Почему так происходит, рассказывает заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Сергей Терентьевич Лескин.

Лескин. Кафедра «Оборудование и эксплуатация ЯЭУ» – одна из ведущих кафедр нынешнего института. При создании направления подготовки специалистов для атомной энергетики она так и называлась «АЭС». Она осуществляла подготовку специалистов разных специальностей. Около двадцати лет назад наша кафедра была реорганизована в новую кафедру «Оборудование и эксплуатация ядерных энергетических установок – ЯЭУ».

Корр. Эта реорганизация была чем-то обусловлена?
Лескин. По сути дела, она была обусловлена потребностями работодателя и нашего стратегического партнера — ОАО «Концерн Росэнергоатом». После того, как прошел период стагнации, связанный с Чернобыльской аварией, начался ренессанс атомной энергетики. Все вернулись к мысли о том, что без атомной энергетики не обойтись, и нашу кафедру реорганизовали именно для того, чтобы она готовила специалистов – эксплуатационщиков для атомных станций. Вот уже 20 лет я заведующий кафедрой «Оборудование и эксплуатация ЯЭУ». До этого в течение семнадцати лет работал в атомной энергетике. В 1969 году после окончания ОФ МИФИ в Обнинске занимался расчетом ядерных реакторов в ГНЦ РФ ФЭИ. Затем принимал непосредственное участие в физическом и энергетических пусках реактора БН-350 (г. Шевченко, Казахстан), работал над проблемами безопасности его эксплуатации. После этого была Хмельницкая АЭС с реактором другого типа (ВВЭР 1000) — в пуске первого блока этой АЭС я тоже участвовал.

Корр. Ваша кафедра поддерживает отношения с ГНЦ ФЭИ?

Лескин. Да, поддерживает. У нас в ГНЦ ФЭИ есть совместная учебно-научная лаборатория, где наши студенты выполняют обязательную научно-исследовательскую работу, в ФЭИ они проходят преддипломную практику, и порядка сорока процентов выпускников нашей кафедры делают дипломы в ГНЦ ФЭИ. Кроме того, ведущие специалисты ГНЦ ФЭИ преподают у нас на кафедре. Например, заместитель генерального директора Владимир Михайлович Поплавский – блестящий специалист с огромным опытом, мы с ним работали еще на БН-350, Альберт Владимирович Жуков, доктор наук, профессор. Многие специалисты из ГНЦ ФЭИ являются руководителями дипломных работ наших выпускников – наших ребят они берут к себе с большим удовольствием, прежде всего, по причине высокой квалификации.

Корр. А много ли ваших выпускников уходит работать в ГНЦ ФЭИ?

Лескин. К сожалению, немного. Почти девяносто процентов наших выпускников идут на атомные станции. Они очень востребованы, поскольку, скажу без ложной скромности, уровень их подготовки высокий. На атомные станции хотят попасть выпускники из разных вузов: высокая зарплата, большой социальный пакет, возможность карьерного роста особенно в эксплуатации, поэтому нередко претендует несколько человек на одно место. Отбор молодых специалистов проводит комиссия из ведущих специалистов разных подразделений АЭС. Она оценивает уровень знаний претендента и принимает решение о принятии на работу. Что касается наших выпускников, то за все время существования кафедры, все желающие устраиваются на АЭС.

Корр. Ваши выпускники идут работать только на российские АЭС или же на Украину и в Белоруссию тоже?

Лескин. На первом этапе да, на российские АЭС. Если взять АЭС Украины, то они построены по тем же проектам, что и в России – мы же все вышли из Советского Союза. На Украине много работает наших выпускников и среди оперативного персонала (начальники смен АЭС) и среди руководства – директора АЭС. Организация обучения специалистов практически такая же как в России, достаточно сказать, что учебные планы они брали у нас, в ИАТЭ. Для Белоруссии мы готовим даже не студентов, а преподавателей, для того, чтобы белорусские коллеги могли обучать своих собственных специалистов. Хотя я считаю, что это не очень хорошо.

Корр. Почему же? Вы же учите их «ловить рыбу», даете удочку.

Лескин. Все не так просто. За столь короткое время подготовить базу образования для подготовки специалистов в области эксплуатации АЭС без практического опыта преподавателей и сложившейся за многие годы образовательной системы определенного направления подготовки очень трудно. На мой взгляд, обучение специальным дисциплинам, формирующим компетенции специалиста, было бы правильно осуществлять в базовых вузах России. Например, по такому пути пошла республика Литва в подготовке национальных кадров для Игналинской АЭС. Сначала (4 года – базовое образование) студентов обучали в Каунасском университете, затем по трехстороннему договору (Игналинская АЭС, Каунасский университет, ИАТЭ) три года на нашей кафедре «доводили» их до инженеров в области эксплуатации АЭС. Выполняли квалификационные работы и защищали их литовцы перед нашей Государственной комиссией. По окончании они получили дипломы ИАТЭ. После вывода из эксплуатации ИгнАЭС многие из них уехали работать в США, Францию, Швецию, Германию. Это говорит о высоком уровне нашего образования, которое принимается и за рубежом.

Корр. А зарубежные проекты?

Лескин. Что же касается АЭС, которые мы собираемся строить за рубежом – это сейчас в основном проекты для Вьетнама, Турции и география стран, желающих строить АЭС расширяется. Интерес к нашей системе ядерного образования большой. В настоящее время самый большой заказ на обучение специалистов со стоны республики Вьетнам. Не считая годичного обучения русскому языку, они должны учиться, как и наши студенты пять с половиной лет и получить диплом инженера. И если на младших курсах иностранные студенты учатся в общем потоке с нашими студентами, то целевая подготовка под конкретный проект у них осуществляется на нашей кафедре, т.е. мы являемся ответственными за их квалификацию. Сейчас на кафедру пришла первая группа вьетнамских студентов 29 человек и это только начало. Предстоит сложнейшая работа одновременно с передачей знаний обучить их техническому русскому языку, который им будет необходим для их дальнейшей работы. А работа им предстоит весьма серьезная – пуски энергоблоков с нуля, прием оборудования, наладка этого оборудования, а потом еще и его эксплуатация. По сути дела, мы должны подготовить элиту профессии.

Корр. Насколько мне известно, на вашей кафедре имеются тренажеры, где студенты отрабатывают навыки своей будущей работы. Насколько эти тренажеры приближены к реальной обстановке на АЭС?

Лескин. Есть разделение обучения будущего специалиста для АЭС. Есть обучение вузовское, базовое. А есть обучение, которое выпускники получают после вузовского образования – в учебно-тренировочных центрах на каждой АЭС. Причем у каждого энергоблока есть свой тренажер-симулятор, который полностью дублирует блочный щит управления и все его функции вплоть до сигнализации и освещения. На этих симуляторах отрабатываются навыки работы в команде, в аварийных ситуациях – для того, чтобы получить лицензию на право управления ядерным реактором. Что касается тренажеров у нас в вузе, то они функционально-аналитические – они полностью моделируют процессы, происходящие на атомной станции, и дают возможность целостного представления о режимах работы АЭС, взаимодействия оборудования. Иными словами, это ментальная подготовка, направленная на комплексное понимание всех процессов, а не отработка моторных функций. У нас есть тренажеры всех эксплуатируемых в нашей стране АЭС: от РБМК, ВВЭР 1000 до перспективного БН-800. Кроме того, мы сейчас внедряем в учебный процесс еще один тренажер – тренажер по безопасности, который моделирует все физические процессы в активной зоне реактора и позволяет измерять его нейтронно-физические характеристики так же, как на реальном объекте.

Корр. Аварийные ситуации эти тренажеры моделируют?

Лескин. Да. Моделирует даже самые тяжелые, например, разрыв трубопровода ДУ-800, главного циркуляционного контура, охлаждающего активную зону реактора.

Корр. Аварии на АЭС время от времени происходят. Почему они происходят?
Лескин. Наряду с техническими причинами, например, отказы оборудования, по-прежнему достаточно высок процент аварий, связанных с «человеческим фактором». У неопытных специалистов отсутствуют необходимые знания, опытные же специалисты считают себя корифеями, и глаз у них, как говорится, замылился — они сформировали некую модель работы оборудования, которая адекватна нормальным условиям эксплуатации, но когда наступает нештатная ситуация, они действуют в рамках этой модели и часто ошибаются. Хотя, если говорить, например, о Чернобыльской аварии, то ее причиной стала совокупность факторов – и человеческий фактор, и ошибки в проекте. Одних только нарушений регламента было совершено более двадцати. Природа гораздо многообразней, чем мы ее представляем, а проект есть проект – он зиждется на том уровне знаний, который имеется именно сейчас. Для того уровня знаний, который у нас сейчас, мы все делаем правильно. Но аварии и случаются именно в той области, где нам еще не все известно.
Корр. Атомные станции работают многими десятилетиями и по мере технического прогресса модернизируются. Становятся ли они от этого более безопасными?
Лескин. При любой модернизации приоритет безопасности является определяющим. Сейчас на той же Чернобыльской АЭС совершенно другой реактор – один из самых безопасных из ныне существующих.

Корр. А чем определяется безопасность атомного реактора?

Лескин. Самозащищенностью. То есть, в проекте используются те технические решения, которые позволяют перевести реактор в безопасное состояние, используя чисто физические принципы. Проще говоря, законы природы, законы физики. В качестве примера. Скажем, упало давление в активной зоне в связи с тем, что теплоноситель поступать для охлаждения активной зоны. И сразу за счет перепада давления в зону вбрасывается борированная вода для охлаждения и перевода реактора в безопасное состояние. То есть, никому из персонала не нужно нажимать никакую кнопку или бежать к рубильнику. Персонал лишь контролирует процесс перевода реактора в безопасное состояние. В этом как раз и состоит наша позиция в обучении – обучать студентов пониманию анализу процессов. Потому что недостаточный анализ ситуации и приводит к авариям, когда персонал своими действиями только усугубляет аварийную ситуацию. Физике надо учить. А моторным функциям выпускники еще научатся – у них три года впереди подготовки непосредственно на АЭС.

«Обнинская газета» Сергей Коротков

Рейтинг новости: -2

Вернуться к ленте новостей


обновлено 06.11.2024 16:19