Администрация Обнинска в Телеграме Администрация Обнинска в Вконтакте Администрация Обнинска в Одноклассниках
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Госуслуги

Призванный служить добру

13 октября 2011 года 15:29

О деятельности Обнинского общинного центра педагогики «Спас» известно в 60 регионах России и 35 странах мира. Публикации об этом Центре, где успешно занимаются реабилитацией наркозависимых, неоднократно проходили как в федеральных СМИ, так и обнинских газетах. Однако, часто за делами мы не видим самого человека, поэтому сегодня мы попросили руководителя ОЦП «Спас» Игоря Константиновича ЛИЗУНОВА рассказать о себе.

- Я родился в 1958 году в Пскове. Отец был кадровым военным, десантником. Жили мы в военном городке, в одном из центров ВДВ в Литве. Вся моя жизнь с детства проходила под впечатлением военной среды. Отец постоянно брал меня на учения, на прыжки. Так же поступали и другие офицеры со своими детьми. Мы, мальчишки, бегали, прыгали, стреляли и «гасили» парашюты. То есть во время приземления десантника мы бежали к нему и прыгали на парашют, «гасили» его. Ведь часто огромный купол парашюта надувался ветром и тащил человека по земле. При этом бывали ушибы и травмы, особенно у молодых солдат; не обходилось и без анекдотичных случаев, связанных с приземлениями… С проблемой «отцов и детей» я так и не встретился. Отец все время был на службе, я видел его очень редко. И отношения между нами были хорошие, потому что папа был для меня в то время образцом для подражания. Он участвовал во многих военных учениях, за которые был награжден. Учения, какими они были раньше, приравнивались к боевым действиям. Иногда там даже гибли люди. Командиру всегда необходимо быть впереди подчиненных. Однажды во время учения у солдата сорвалась рука, и боевая граната случайно упала в окоп, где стояло несколько человек. Отец быстро среагировал и выбросил гранату, за что и был награжден... Помню и многих офицеров, друзей отца, которые личным примером часто показывали солдатам, как надо служить. Например, подполковника Шевченко, который, будучи в корсете (у него был перелом позвоночника), прыгал с парашютом... Или подполковник Кукареко. Как-то во время прыжков купола двух парашютов – его и одного молодого солдата – запутались. В панике солдатик стал резать стропы парашютов – и подполковника, и своего... Казалось, всё шло к верной гибели. Какую надо было иметь выдержку, находчивость, стойкость и мужество, чтобы не растеряться и в такой экстремальной ситуации спасти и солдата, и себя... Подполковник прижал солдата к себе, и на запасном парашюте офицера они смогли благополучно приземлиться. Было и множество других примеров героизма.
В военном городке мы жили дружно, школьники друг друга не обижали. Драки между нами были редкостью. Всё изменилось, когда, уже будучи старшеклассником, я переехал в Каунас и впервые столкнулся с агрессивной городской средой. Там в школе одноклассники постоянно подкалывали друг друга, старались унизить, высмеять и т.д. Сначала я был весьма удивлен таким недружелюбным поведением, ибо в военном городке мы жили по принципу «Один – за всех и все – за одного», поэтому я особенно ценил мужскую дружбу и товарищество. И когда в городе столкнулся с «волчьими» отношениями в общеобразовательных школах: драками и враждой между одноклассниками, со спекуляцией фарцовщиков джинсами и дисками, прочими всевозможными негативными действиями – для меня это было дико. У нас так жить было не принято. Я приехал туда, словно к туземцам. А так как в среде детей военных очень рано воспитываются честь и достоинство, то после удивления эти качества тут же проявили себя... Поэтому в школе, скажем так, меня не обижали.
В школе, я активно занимался спортом, готовился поступать в институт физкультуры, хотел стать тренером по классической борьбе. Но из-за серьезной травмы с этой мечтой пришлось расстаться. Начал заниматься «рукопашкой» – в то время все с ума сходили по каратэ... Это продолжалось довольно долго. Потом поступил в первый Вильнюсский педагогический государственный институт. Затем – служба в армии, отслужив, вернулся доучиваться. А после института я уехал на Крайний Север. Там, на берегу Карского моря, была школа-интернат, где я проработал почти десять лет.
Находясь на Севере, я поступил в Тюменский государственный университет на исторический факультет. Это было в конце 80-х годов, когда стали публиковать исторические документы, которые раньше были засекречены. Но учили нас ещё по старой программе, поэтому в моем мировоззрении появилось некое несоответствие…Оканчивая университет, я получил право преподавания научного коммунизма и атеизма. Смех да и только! Жизнь на Севере была тяжелая – как раз когда я заканчивал вуз, произошли радикальные изменения в стране. В то перестроечное время все были брошены на произвол судьбы, народ просто вымирал, спивался от безысходности. А нужно было работать, воспитывать детей: я же был директором школы-интерната, то есть отвечал за 500 интернатских детей, не считая поселковых. При том педагогический коллектив – 70 человек, а кругом тундра, и ничего нет. Представляете, снабжение нарушено, денег нет, того нет... А надо же было ремонтировать здания, поддерживать жизнеобеспечение... Люди были вынуждены выживать, вспомнишь – вздрогнешь. Страшно подумать о том, что осталось в прошлом, но это была хорошая школа жизни.
Когда я приехал в Обнинск, здесь меня встретила совершенно другая жизнь. У меня даже возник некий ступор: тогда я понял, что так жить не хочу. На Севере были взаимопомощь, взаимовыручка, как и в военном городке во времена моего детства. Здесь же каждый жил сам по себе, а мне это было как нож по сердцу... Так постепенно и пришла идея создать общину «Спас», так как один в поле не воин.

- Каков ваш образ настоящих мужчины?

- Для меня образ настоящего мужчины – русский воин. Но здесь встает важный вопрос: что мы подразумеваем под понятием «воин»? Для меня это человек, в котором гармонично сочетаются духовное, душевное и телесное начала. Зачастую многие, говоря о воине, представляют эдакого матерого солдата-здоровяка, который только и занимается тем, что всех и вся громит налево и направо, и больше ничего. Как говорится, сила есть – ума не надо. В моем же сознании с детства сложился иной образ воина, чему способствовало чтение книг о героях древних времен. Возьмем любого античного воина. Допустим, кем был великий инженер и математик Архимед? В первую очередь, учителем гимнастики. Все его научные разработки не являлись основным видом его деятельности... Вспомним также, к примеру, Гиппократа: он ведь дожил до 102-х лет и неоднократно был победителем в Олимпийских играх, постоянно себя закаливал. Гиппократ был физически очень сильным атлетом, хотя в историю вошел как великий врач. Пифагору при жизни поставили памятник, который назывался «Побеждающему всех», за то, что он был абсолютным чемпионом Олимпийских игр. Ксенофонт был знаменитым полководцем, десять лет ходил походом по Малой Азии. При этом он был выдающимся писателем, историком, философом (учеником Сократа), образованнейшим, умнейшим человеком того времени. До сих пор по его произведениям изучают классическую греческую прозу. Александр Македонский наизусть знал «Одиссею и Илиаду». Наизусть! Как известно, это огромная по толщине книга... То есть те воины, помимо того, что обладали недюжинной силой, выносливостью и ловкостью, обязательно были ещё и выдающимися интеллектуалами. Для меня это очень важно...
Вообще, когда речь веду о воинстве, то имею в виду наше, русское, воинство. Возьмем для примера наших князей. Какое в них было удивительное сочетание физической силы, духовной крепости и житейской мудрости: ведь князь – это и государственный деятель, обладающий определенными знаниями и навыками, и воин – непосредственно, военный по специальности... Но самое главное – это их духовность. Опять же обратимся к образу жизни древних князей. Утром он встал, помолился. А молитвенное правило нашего князя было, смею вам заметить, очень большое. Потом богослужение в храме отстоял. Затем он шел заниматься государственными делами и так далее. Представляете, так – каждый день! Это, не считая того, что, повторюсь, он был профессиональным воином. Для примера почитайте житие Владимира Мономаха. Когда только наши князья всё успевали? Нетрудно заметить, что они сочетали в себе гармоничное развитие личности и святость. Для меня сейчас эти качества воина – главные.
Считаю, что в нашей жизни каждый мужчина обязан быть воином (в широком смысле этого слова). Ему необходимо сражаться на том поле деятельности, на которое он призван, при этом совсем не обязательно быть кадровым военным.

- Чем для вас является община?

- Сейчас убедился, что община «Спас» – это самое лучшее место для меня. Она дает мне каждодневные возможности видеть свои недостатки и предлагает средства для борьбы с ними. Находясь в общине, ты постоянно взаимодействуешь с людьми. Каждый день возникают такие ситуации, где нужно проявить терпение и спокойствие. И всякий раз понимаешь, что ты их не проявляешь в должной мере. Также ежедневно надо проявлять милосердие, рассудительность и т.д. Причем воспитание в себе этих качеств происходит естественным образом. Самое основное в общинной педагогике – это естественность. Человек специально не ставит перед собой никаких учебно-воспитательных задач. Сама жизнь заставляет работать над собой, то есть воспитательный процесс происходит как бы сам собой, естественно. К тому же, воспитание – процесс всегда обоюдный: ты воспитываешь, но при этом и тебя воспитывают...

- Поделитесь своим педагогическим опытом: как в мальчике воспитывать мужественность?

- Чтобы воспитать мужественность, в первую очередь, надо ставить молодого человека в такую ситуацию, где это качество характера будет развиваться и укрепляться. Для мужчины так: что телу губо – для души любо. При этом многое зависит от среды, где мальчик находится, требований, которые ему предъявляются, и примера, на который он ориентируется. Эти три условия – основные. И еще. Требования должны быть едины, понятны, и среда должна им отвечать. Знаю, как один предприниматель-благотворитель организовал школу служителей будущих государственных деятелей. Он тратит огромное количество денег – по 5 тысяч долларов за учащегося в месяц, а воспитанники спят на пуховых подушках, кровати им заправляют специальные люди, дорожки подметают уборщики – полный сервис. Какой «служитель» может получиться из неприспособленного к жизни, изнеженного, не умеющего обслужить себя человека – я этого не понимаю...

А. Сигутин 
газета "Обнинск"

Рейтинг новости: 28

Вернуться к ленте новостей


обновлено 15.01.2025 02:43