Калужане стали чаще жаловаться на кибермошенников
17 февраля 2022 года 11:00
В 2021 году жители Калужской области пожаловались в Банк России на финансовые услуги и деятельность финансовых организаций 1385 раз. В сравнении с 2020 годом количество жалоб снизилось на 19%.
Наиболее существенно сократилось число жалоб на банки (-36%) — таких зарегистрировано свыше 700. Причина заключается в снижении актуальности темы реструктуризации кредитов как необходимой меры поддержки в условиях коронавируса.
Вместе с тем калужане чаще жаловались на банки в связи с мошенническими действиями, среди которых преобладает телефонное и кибермошенничество: в 2021 году число таких жалоб выросло и составило 47.
Количество жалоб на деятельность страховых компаний в регионе возросло на 40%. Всего было направлено 355 обращений. В 2020 году ограничения из-за коронавируса привели к снижению продаж полисов и количества ДТП. В 2021 году ситуация вернулась к обычным показателям, поэтому жалоб на страховые компании стало больше. Наиболее актуальными, в частности, были темы неверного применения коэффициента бонус-малус (178 обращений), электронных полисов ОСАГО (48 обращений).
Снижение жалоб на МФО (-37%) до 134 обращений было во многом связано с принятием закона, запрещающего любое взаимодействие с членами семьи должника, родственниками, соседями или иными третьими лицами по вопросам взыскания просроченной задолженности без письменного согласия указанных лиц. Также сокращению жалоб заемщиков должны способствовать принятые меры против навязывания банками и МФО дополнительных платных услуг, заработавшие с конца 2021 года. В частности, заемщики получают право потребовать вернуть деньги за любые услуги, привязанные к кредитам и займам, в течение 14 календарных дней после оформления договора. Ранее такой период охлаждения действовал только для добровольных страховок.
Жалобы на мисселинг вызваны некорректными продажами полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (23 обращения). Вступление в силу новых требований повысит потребительскую ценность таких продуктов и сделает их более прозрачными и понятными для граждан. Также сотрудники банков нередко предлагают и другие, небанковские финансовые продукты под видом «более доходного вклада». При этом далеко не всегда сообщают о принципиальных отличиях этих продуктов от вкладов. Так, в 2021 году от калужан поступали жалобы, связанные с реализацией в банках продуктов и услуг брокеров и доверительных управляющих (24 обращения).
«Если у вас уже есть финансовая подушка безопасности и вы готовы к инвестиционным рискам, то можете попробовать разные инструменты, только сначала внимательно изучите все их особенности. Но если нет — не соглашайтесь на такие предложения вместо вклада. Перед тем как ставить подпись в договоре, необходимо выяснить, гарантируют ли доходность по вашим вложениям и какую, на какой срок вы заключаете договор и что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше, сколько денег вам вернут», — пояснила управляющий калужским отделением Банка России Ирина Карлаш.
Пожаловаться на финансовую организацию калужане могут в Банк России через интернет-приемную или по телефону горячей линии 8-800-300-30-00. Любые финансовые вопросы удобно задавать в чате бесплатного мобильного приложения «ЦБ онлайн».
Отделение по Калужской области
Главного управления Банка России
по Центральному федеральному округу