Отчет о работе Центра занятости населения города Обнинска в 2018 году
06 февраля 2019 года 09:31
Отчет об итогах работы ГКУ «ЦЗН города Обнинск»
по снижению напряженности на рынке труда города в 2018 году
Центр занятости населения относится к объектам социальной сферы и призван обеспечивать на территории муниципального образования реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости.
ГКУ «ЦЗН города Обнинск» в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами России, региона, города, в том числе Законом РФ «О занятости населения в РФ», Административными регламентами в сфере занятости населения, государственной программой Калужской области «Развитие рынка труда в Калужской области».
В соответствии с законодательством, центр занятости населения оказывает государственные услуги, объем которых устанавливается министерством труда и социальной защиты Калужской области, для выполнения государственных заданий выделяется финансирование из регионального бюджета, для осуществления социальных выплат – из федерального бюджета.
В 2018 году в ЦЗН были поставлены на регистрационный в учет в качестве ищущих работу 2867 человек, мужчин и женщин примерно поровну (1430 и 1437).
1803 человека являлись незанятыми, каждый двадцатый (129 чел.) являлся гражданином предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии), около 10 процентов (256 чел.) были пенсионерами, стремящимися возобновить трудовую деятельность, 140 человек - уволенные по сокращению. Структура обратившихся в ЦЗН практически не изменилась по сравнению с 2017 годом.
Количество состоящих на учете на конец 2018 года по сравнению с началом года снизилось с 453 человек до 303 человек (уменьшение на 150 чел.).
Статус безработного в течение 2018 года имели 661 человек, в том числе получивших статус в течение года – 434 человека или 24 процента незанятых (каждый четвертый).
Доля граждан, получивших статус безработного, незначительная, что связано, на наш взгляд, с благоприятной экономической ситуацией и наличием достаточного количества вакансий для трудоустройства. Невысокий уровень пособия по безработице, размер которого был установлен еще в 2009 году, также не стимулировал получение статуса безработного (минимальное пособие – 850 рублей). Численность безработных граждан на начало 2018 года – 227, на конец 2018 года -168 чел.
Уровень безработицы – это доля безработных граждан в количестве экономически активного населения (ЭАН – 58780 чел.). Это одна из основных характеристик рынка труда.
В течение прошедшего года в Обнинске уровень безработицы был стабильно низким и к концу года снизился на 0,1% ЭАН (58780 чел.) и на конец года составил 0,29% ЭАН (2018 0,39%).
В течение января текущего года количество безработных увеличилось по сравнению с концом года со 168 до 183 человек. На конец января уровень безработицы составил 0,31% ЭАН.
Это соответствует тенденциям в Калужской области в целом: за год уровень безработицы также снизился на 0,1% и составил 0,44% ЭАН. В Российской Федерации на 01.01.2019 уровень безработицы составил 0,9% ЭАН.
В городе Калуге уровень безработицы составил 0,20% (снижение за год на 0,07%), в Боровском районе - 0,30% (снижение на 0,08%).
Другая существенная характеристика рынка труда – это коэффициент напряженности на рынке труда, который определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда. Кн - это отношение количества ищущих работу граждан к количеству имеющихся вакансий.
Спрос на рынке труда в конце 2018 года по сравнению с началом года вырос в 1,3 раза.
Если на начало года в базе данных ЦЗН имелось 892 вакансии, то на конец года – 1134 вакансий от 170 работодателей. Всего в течение года поступили 4358 вакансий.
Наибольшее количество вакансий в базе данных ГКУ «ЦЗН города Обнинск» имелись от организаций здравоохранения и социальных услуг, бюджетной сферы, строительной сферы, наименьшее – в организациях, деятельность которых связана с операциями с недвижимым имуществом.
Наиболее высокая средняя заработная плата заявлена работодателями на предприятиях строительства (42170 руб.), в прошлом году - на предприятиях профессиональной, научной и технической деятельности (44910 руб.), наиболее низкая – в бюджетных организациях (15827 руб.)
Коэффициент напряженности на рынке труда уменьшился и составил 0,27 человек на вакансию или 3,5 вакансии на человека (в начале 2018 года - 0,51 человек на вакансию или две вакансии на человека).
Не допустить роста уровня безработицы и сдерживать уровень напряженности на рынке труда было возможно благодаря тесному взаимодействию центра занятости с партнерами на рынке труда.
1) Прежде всего, это работодатели, которые своевременно предоставляли сведения об имеющихся вакансиях, принимали участие в ярмарках вакансий, заключали договоры о совместной деятельности для реализации активных программ занятости. В городе большинством работодателей выполняется региональный закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, все предприятия, подлежащие квотированию, отчитываются о выполнении квоты и при невыполнении представляют вакансии. В счет квоты были трудоустроены 22 инвалида. Это самый высокий показатель в Калужской области.
На 198 предприятиях и организациях работают 592 инвалида, имеются 70 вакансий для трудоустройства инвалидов в счет квоты (менеджер, водитель, врач, подсобный рабочий и т.п.).
Уровень трудоустройства инвалидов составил 66,7% при госзадании – 50%.
Кроме того в ООО «Каро» были оборудованы 2 рабочих места для инвалидов, которые продолжают там работать (швея и подсобный рабочий по вакуумной упаковке подушек). Работодатель получил возмещение расходов на оборудование из областного бюджета в сумме 150 тыс. рублей.
Массовых высвобождений не было. В ближайшие месяцы возможно высвобождение 82 работников в 13 организациях (в начале года - под угрозой высвобождения находились 67 работников в 13 организациях).
Из режима неполного рабочего времени выведены с 01.02.2019г. работники ООО «ПСЗ «Сигнал» и ПАО «ПЗ «Сигнал». Остаются в режиме неполного рабочего времени 47 человек в 2-х организациях города.
2) Хорошее взаимодействие установлено по вопросам занятости с администрацией города, управлением общего образования, комиссией по делам несовершеннолетних по организации занятости несовершеннолетних образования в свободное от учебы время.
Ежегодно из местного бюджета выделяются средства на оплату труда несовершеннолетних в сумме 2550 тысяч рублей, что позволяет успешно решать проблемы временной занятости несовершеннолетних. В 2018 году были трудоустроены 392 подростка, из них 384 за счет средств местного бюджета.
Из областного бюджета участникам временного трудоустройства выплачивалась материальная поддержка в размере минимального пособия по безработице (850 рублей в месяц). Средняя продолжительность участия во временных работах несовершеннолетних - более трех недель.
3) Учебные заведения, где осуществляется профессиональное обучение безработных граждан.
4) Хорошее взаимодействие установлено с Бюро медико-социальной экспертизы. Во МСЭ были направили 43 запроса для конкретизации подходящей для инвалидов по состоянию здоровья работы, на которые своевременно получены ответы.
5) В связи с пенсионной реформой и внесением изменений в Закон о занятости населения, центр занятости осуществляет защищенный электронный документооборот с УПРФ по получению информации о наличии категории «предпенсионер» у конкретных граждан, регистрирующихся в ЦЗН.
В начале осени 2018 года в центре занятости начал работать консультационный пункт для граждан предпенсионного возраста, в который за консультациями обратились 24 человека: их интересовали вопросы регистрации в ЦЗН, определения размера пособия по безработице и обучения по направлению ЦЗН. Еженедельно по 3-5 звонков поступает на телефон «горячей линии» ЦЗН.
На все проведенные в 2018 году ярмарки вакансий приглашались граждане предпенсионного возраста. Для них были проведены 2 специализированные ярмарки вакансий, в которых приняли участие 29 человек, в результате вакансии были заполнены. Для этой категории граждан в январе этого уже была проведена ярмарка вакансий.
Из 9 договоров, заключенных в 2018 году с работодателями о совместной деятельности по организации временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 7 договоров были для лиц предпенсионного возраста. Безработные были приняты на работу по таким профессиям (специальностям), как медицинская сестра, гардеробщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь КИПа, экономист, повар.
В прошлом году проводился мониторинг численности работников предпенстонного возраста, не являющихся пенсионерами. В 2018 году были уволены по инициативе работников 10 предпенсионеров (3 мужчин, 7 женщин). Уволенных по сокращению не было. В настоящее время имеют уведомление о предстоящем увольнении по сокращению численности штата 4 работника предпенсионного возраста, двое из которых дали согласие на занятие должностей в другом отделе.
Государственное задание по различным направлениям деятельности ЦЗН на 2019 год установлено министерством исходя из тенденций развития рынка труда в городе и фактических характеристик рынка труда. По некоторым направлениям задание выше, чем было в предыдущем году.
По нашему прогнозу, в 2019 году может увеличиться количество обращений граждан за содействием в поиске подходящей работы за счет граждан, длительное время не работавших, и граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до пенсии).
Уровень безработицы вырастет, но не превысит 0,5% ЭАН.
Коэффициент напряженности на рынке труда останется невысоким.
ГКУ «ЦЗН города Обнинск»